30 ноября 2015 года Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев обратился с Посланием «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», в котором отразил, что для «разгрузки» бюджетных расходов необходимо активнее применять механизмы государственно-частного партнерства (далее — ГЧП)
Понятие государственно-частного партнерства для Казахстана не ново. Впервые этот инструмент появился в стране в 2006 году, когда был принят Закон Республики Казахстан «О концессиях», который предусматривал единственную форму ГЧП – контрактную. С принятием в конце 2015 года Закона Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» возможности развития ГЧП существенно расширились. Так, в новом законе предусмотрена возможность реализации проектов институциональным способом, то есть создается совместное предприятие и финансирование может производиться за счет средств предпринимателей, госбюджета и нацкомпаний.
Механизмы ГЧП предоставляют ряд преимуществ как для государства, так и для развития бизнеса. Интерес обеих сторон вполне объясним. Для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники доходов. Государство же может оптимизировать бюджет с помощью частного капитала, вложенного в социально-значимые объекты, тем самым сняв с себя финансовую нагрузку.
Инструмент ГЧП подразумевает несколько способов осуществления проектов ГЧП:
— концессия;
— доверительное управление государственным имуществом;
— имущественный найм (аренда) государственного имущества;
— лизинг;
— договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство (наличие патента);
— контракт жизненного цикла;
— сервисный контракт.
Необходимо отметить, что частный бизнес ни в чем и никак не ограничен. Иметь место могут идеи любой социальной направленности. Например, в сфере образования, здравоохранения, спорта, туризма, культуры…
Это может быть реконструкция здания под детский сад или строительство спортивно-развлекательного комплекса в любом регионе области. Основное условие – востребованность, целесообразность и обязательная эксплуатация и обслуживание в дальнейшем. При этом инвестору будет обеспечен возврат вложенных средств после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию, и при условии передачи его в коммунальную собственность, в дальнейшем.
И наоборот, если предприниматель взялся за реконструкцию объекта, находящегося в государственной (коммунальной) собственности, он вправе выкупить это учреждение. Но в этом случае он лишается компенсации своих затрат из бюджета.
Действенной мерой по повышению привлекательности социальных проектов является государственная поддержка в виде гарантии потребления, которая дает возможность размещать государственный заказ в социальной сфере на среднесрочной и долгосрочной основе.
Также учтены и возможности предпринимателей, имеющих в собственности объекты: детский сад, медицинское учреждение, спортивный клуб и т.д. Владелец вправе инициировать проект и в случае отсутствия альтернативных предложений заключить договор ГЧП без проведения конкурса на основании прямых переговоров.
В соответствии с законом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве» срок реализации
проекта варьируется от 3 до 30 лет, в зависимости от его особенностей.
Несмотря на то, что новые механизмы ГЧП только начали развиваться, интерес предпринимателей Костанайской области к проектам ГЧП неуклонно растет. Уже есть несколько желающих принять участие в реализации проектов. Но для того, чтобы потенциальный частный партнер выиграл проект, ему надо пройти через конкурсные процедуры.
Сегодня в области сформирован перечень из 54 проектов ГЧП, планируемых к реализации в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, жилищного строительства, туризма, культуры и спорта.
В настоящее время по 7 проектам объявлены конкурсы, в том числе в сфере здравоохранения 2 проекта по строительству поликлиник на 250 посещений в смену каждая в поселке Затобольск и в г. Рудный. В образовании 4 проекта, они предусматривают реконструкцию 3-х зданий под детские сады в городах Костанай (ул. Пушкина 179), Рудный (ул. Сандригайло, 57а) и Житикара (бывший детский сад «Теремок»), а также монтаж блочно-модульной котельной в Михайловской средней школе Карабалыкского района. В сфере жилищного строительства — реконструкция здания общежития под арендный жилой дом на 16 квартир в г. Лисаковск.
Реконструкция зданий под детские сады актуальна не только для г. Костаная, но и для других регионов области, ведь в очереди в дошкольные учреждения стоят более 21 тыс. детей в возрасте от 0 до 6 лет. Объектами реконструкции в основном являются типовые здания детских садов, которые ранее были переоборудованы под различные помещения.
Помимо вышеуказанных 7 проектов ГЧП, имеются и другие проекты, по которым ведется разработка конкурсных документаций в сфере образования и жилищно-коммунального хозяйства.
В области есть бизнесмены, желающие стать партнерами государства в рамках частной финансовой инициативы проекта ГЧП. Частная финансовая инициатива возможна при условии, что у частника на правах собственности или долгосрочной аренды имеется объект, который в дальнейшем может стать объектом ГЧП.
Так, в конце прошлого года на основании заявок потенциальных частных партнеров в средствах массовой информации, на сайтах организаторов конкурса, Управления экономики и бюджетного планирования и Казахстанского Центра ГЧП, была размещена краткая информация о планируемых проектах ГЧП в сферах здравоохранения и спорта.
Запрос выражения интереса или альтернативных предложений по аренде здания врачебной амбулатории в микрорайоне Костанай 2 и аренде спортивного комплекса «Futsal Arena» в г. Рудный заканчивается 25 и 28 января 2017 года соответственно.
По истечении указанного срока и проведения определенных процедур будут заключены договора ГЧП.
В результате инициаторы проектов будут иметь:
— государство – возможность оптимизировать бюджет, повышение качества предоставления образовательных, медицинских услуг, предоставление мест очередникам – жилья, мест в детских дошкольных учреждениях;
— бизнес в свою очередь — государственный заказ в виде гарантии потребления на период действия договора ГЧП, новые источники прибыли, компенсация инвестиционных затрат.
Кроме того, в ходе реализации проектов ГЧП частный партнер, которому объект ГЧП был передан в доверительное управление (государственная инициатива) либо в рамках частной финансовой инициативы имеет право, не нарушая трудовой распорядок и нормы договора, использовать данный объект для получения дополнительной прибыли. Например, если речь идет о строительстве или реконструкции детского сада, то частный партнер может открыть дополнительные платные группы, в выходные проводить детские праздники на коммерческой основе и другое. Если говорим о сфере здравоохранения, то может предоставлять платные услуги, проведение обучающих (практических) лекций/семинаров.
В случае заинтересованности, за более подробной информацией в реализации подобных проектов, заинтересованное лицо может обратиться в отраслевые управления (здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, строительства, экономики и бюджетного планирования) или в Центр государственно-частного партнерства при АО «СПК «Тобол».
Е. Спанов
руководитель
Управления экономики
и бюджетного планирования