В Казахстане механизм государственно – частного партнерства (ГЧП) с каждым днем приобретает все большую популярность среди населения, однако далеко не вся часть населения понимает важность внедрения ГЧП в стране. Механизм ГЧП основывается на долгосрочных отношениях между частным и государственным сектором для привлечения частного финансирования и управления социальной инфраструктурой. Государство может оптимизировать бюджет с помощью частных инвестиций, вложенных в социально-значимые объекты, тем самым сняв с себя финансовую нагрузку и одновременно дав возможность бизнесу войти в «государственный» рынок.
Законодательная основа применения механизма ГЧП в Казахстане была заложена в 1991 году, а в 2006-м был уже принят отдельный Закон РК «О концессиях», который стал основным документом, предопределившим дальнейшее развитие законодательной базы ГЧП в Казахстане.
В 2015 году уже был принят Закон РК «О государственно-частном партнерстве», который повысил роль частного сектора в инициировании и подготовке проектов ГЧП.
В нынешних условиях ГЧП становится реальной альтернативой реализации государственно важных проектов путем построения долгосрочного сотрудничества правительства и бизнеса на взаимовыгодных условиях.
Сейчас в Казахстане созданы все условия для эффективной реализации проектов в рамках ГЧП. Для подобных проектов государство предоставляет землю, обеспечивает коммуникации, оформляет документы. Задача бизнеса – вкладывать деньги в реализацию и строительство различных проектов. В этом и заключается сотрудничество государства и частного сектора.
С принятием Закона о ГЧП в стране внедряется механизм конкурентного диалога, когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в конкурсных процедурах по определению частного партнера.
Появились прямые переговоры, все проекты могут быть инициированы как государством, так и частным бизнесом (частная финансовая инициатива).
Если у частной стороны, то есть бизнеса есть идея по реализации проекта ГЧП, то она может инициировать прямые переговоры в тех случаях, когда у нее есть право собственности или долгосрочной аренды на объект, который будет связан с данным проектом и в случае отсутствия альтернативных предложений, заключать договор без проведения конкурса на основании прямых переговоров.
Так, например, через механизм ГЧП может быть произведена аренда частной собственности государством. В этом случае владелец вправе сформировать предложение государству о реализации проекта ГЧП по аренде своего помещения (например – детский сад), а источником возмещения затрат субъектов ГЧП будет являться арендная плата за пользование объектом ГЧП, дополнительно может предоставляться гарантия потребления определенного объема услуг.
Для заключения договора ГЧП без проведения конкурса путем прямых переговоров понадобится соблюдение нескольких этапов.
Потенциальным частным партнерам следует оформить и направить государственному партнеру (т.е., если объект ГЧП относится к сфере «Образование» – то в ГУ «Управление образования акимата Костанайской области», если к сфере «Здравоохранение» – то в ГУ «Управление здравоохранения акимата Костанайской области» и т.д.) заявку на участие в прямых переговорах содержащую:
наименование и адрес потенциального частного партнера;
государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц);
данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять потенциального частного партнера;
документы, подтверждающие права собственности или долгосрочной аренды в отношении объекта либо исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру;
письмо-подтверждение соответствующего уполномоченного государственного органа о наличии у потенциального частного партнера исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности;
бизнес-план проекта ГЧП, включающий в себя финансово-экономическую модель проекта ГЧП;
При рассмотрении заявки государственный партнер в течение 15-ти рабочих дней определяет необходимость реализации проекта ГЧП, обоснованность выбранного способа определения частного партнера и составляет свое заключение.
В случае определения в заключении уполномоченного лица необходимости в реализации проекта ГЧП, уполномоченное лицо (организатор прямых переговоров) проводит квалификационный отбор с целью определения соответствия потенциального частного партнера квалификационным требованиям
При соответствии потенциального частного партнера квалификационным требованиям, установленным статьей 32 Закона, уполномоченное лицо (организатор прямых переговоров) составляет заключение о соответствии потенциального частного партнера квалификационным требованиям
Государственный партнер размещает краткую информацию о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе, обеспечивает размещение в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан (не менее одного), на интернет-ресурсе Центра развития ГЧП, с указанием требований к представлению потенциальными частными партнерами альтернативных предложений о заинтересованности в его реализации.
Дополнительно допускается размещение на иных интернет-ресурсах и в периодических печатных изданиях.
В случае отсутствия альтернативных предложений, поступивших со стороны потенциальных частных партнеров в письменной форме, в течение 60 (шестидесяти) календарных дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, и 30 (тридцати) календарных дней по остальным проектам, либо в случаях, когда альтернативные предложения не соответствуют требованиям, потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП и прошедший квалификационный отбор, признается участником прямых переговоров.
При этом указанные сроки исчисляются с даты первой публикации извещения в периодическом печатном издании, распространяемом на всей территории Республики Казахстан
Как только государственным партнером принято решение о проведении прямых переговоров, бизнес-план проекта подлежит соответствующим экспертизам и согласованиям, а именно:
Проведение отраслевой экспертизы уполномоченным органом соответствующей отрасли в течение 10 рабочих дней;
Бизнес-план к проекту ГЧП направляется организатором прямых переговоров в местный уполномоченный орган по государственному планированию;
Местный уполномоченный орган по государственному планированию в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления направляет бизнес-план к проекту ГЧП и поступившие материалы в Центр ГЧП;
Экспертиза бизнес-плана к проекту ГЧП проводится Центром государственно-частного партнерства, осуществляется в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня внесения бизнес-плана к проекту ГЧП по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными. По остальным проектам срок экспертизы – в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня внесения бизнес-плана к проекту ГЧП;
После положительного заключения, местный уполномоченный орган по государственному планированию на основании экспертизы, проводимой Центром ГЧП, подготавливает заключение на бизнес-план к проекту ГЧП. Общий срок рассмотрения бизнес-плана к проекту ГЧП центральным либо местным уполномоченным органом по государственному планированию с учетом экспертизы не должен превышать 40 (сорок) рабочих дней по проектам, являющимся технически сложными и (или) уникальными, а по остальным проектам – не должен превышать 25 (двадцать пять) рабочих дней;
Организатор прямых переговоров в течение 3 (трех) рабочих дней с момента утверждения бизнес-плана к проекту ГЧП уведомляет об этом потенциального частного партнера, инициировавшего проект ГЧП;
Потенциальный частный партнер, инициировавший проект ГЧП, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения уведомления представляет уполномоченному лицу проект договора ГЧП, разработанный в соответствии с утвержденным бизнес-планом к проекту ГЧП;
После переговоров сторон по договору ГЧП, прохождения необходимых согласований и экспертизы, стороны заключают договор.
Так же одним из механизмов государственно-частного партнерства является реализация проекта ГЧП инициированного государственным органом.
В таком случает, потенциальный частный партнер должен быть определен путем участия в конкурсе по определению частного партнера, организатором которого выступает государственный партнер. Информация о проведении конкурса по определению частного партнера размещается на официальном интернет-ресурсе организатора конкурса и в СМИ.