В Казахстане планируют увеличить объемы производства машиностроительной продукции в 2 раза к 2028 году. Об этом на заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова доложил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев.
Институциональная основа развития машиностроительной отрасли определена в Законе «О промышленной политике», принятой в 2021 году, и Комплексном плане развития машиностроения на 2024–2028 годы, утвержденной в 2023 году. Стоят задачи по повышению конкурентоспособности машиностроительных предприятий путем создания доступных финансовых инструментов, внедрения новых технологий, усиления подготовки кадров, увеличения местного содержания и продвижения экспорта.
Как отметил министр, обрабатывающая промышленность догнала по своим объемам добывающую и продолжает расти. Одну из лидирующих позиций занимает машиностроительная отрасль – почти 20%. В отрасли действуют порядка 4 тыс. компаний, на которых занято более 120 тыс. человек. Согласно международному опыту, создание в отрасли одного рабочего места стимулирует появление порядка семи-восьми рабочих мест в смежных отраслях. Одним из основных преимуществ развития машиностроения является его мощный мультипликативный эффект.
За 9 месяцев 2024 года в отрасль привлечено порядка 124 млрд тенге инвестиций, рост в 2 раза. Объем производства составил более 3 трлн тенге. Индекс физического объема 104,2%. В структуре машиностроения наибольшую долю занимают автомобилестроение, железнодорожное и электротехническое машиностроение.
По итогам 9 месяцев текущего года выпущено более 82 тыс. единиц легковых автомобилей. Поставлен акцент на увеличении производства автомобилей мелкоузловой сборкой. Подходит к завершению строительство завода по выпуску автомобилей CHANGAN, HAVAL, CHERY с производством, полностью основанным на мелкоузловой сборке, мощность 90 тыс. единиц.
Ведется строительство завода по производству автомоблией KIA. Сумма инвестиций $200 млн. Запущен проект по производству легковых автомобилей Geely, Exeed, KAIYI на сумму $150 млн. Дальнейшее развитие сектора планируется за счет углубления локализации и освоения производства компонентной базы. В текущем году ожидается запуск серийного производства мультимедийных систем и автокресел в городе Алматы.
«В железнодорожном машиностроении предприятиями произведено продукции на сумму 423 млрд тенге, рост в 1,5 раза. По итогам года ставим задачу обеспечить рост производства грузовых вагонов в 4 раза – до 2 тыс. единиц, пассажирских вагонов до 122 единиц и локомотивов до 130 единиц. Налажено производство локомотивов по технологиям компаний Wabtec и Alstom, а также грузовых и пассажирских вагонов», — сообщил Канат Шарлапаев, подчеркнув, что железнодорожное машиностроение характеризуется огромным потенциалом для развития. В настоящее время общий парк подвижного состава составляет порядка 139 тыс. единиц. Средний износ – 55%. В этой связи, ведется работа по запуску новых проектов.
В текущем году компанией «ТексолТранс» началась реализация проекта по производству грузовых вагонов и цистерн мощностью 6 тыс. единиц в год. В 2025 году запускается производство пассажирских вагонов на заводе «Штадлер Казахстан» мощностью 100 единиц в год. «Семипалатинский машиностроительный завод» ведет работу по организации производства полувагонов в количестве 600 единиц в год. Реализуется проект по созданию бандажного комплекса «Railcast Systems». Срок запуска 2025-2026 годы. В 2025 году «Востокмашзавод» планирует завершить модернизацию цеха, что обеспечит импортозамещение среднего и крупного вагонного литья. Также в конце 2024 года планируется запустить завод по производству пружин в Костанайской области.
«В сельскохозяйственном машиностроении за последние 5 лет объемы производства в натуральном выражении выросли в 4 раза. По итогам 9 месяцев текущего года произведено более 5 тыс. тракторов и комбайнов. Казахстанские сельхозтоваропроизводители обеспечены современной техникой отечественного производства, в том числе мировых брендов Claas, Horsch, Deutz Fahr. В текущем году привлечены новые крупные инвесторы – Amazone и Zoomlion. Запущено производство крупногабаритных деталей: кабины тракторов и бункеры комбайнов. Налажена кооперация между производителями и смежными производствами», — подчеркнул министр.
Он также сообщил, что в городе Костанае создан Локализационный центр, где организованы цеха по производству компонентной базы. Дальнейшее развитие сектора будет сфокусировано на наращивании выпуска навесной и прицепной техники, производство которых не в полной мере покрывают потребность внутреннего рынка.
Канат Шарлапаев отметил, что сектор электротехнического машиностроения характеризуется наибольшей конкурентоспособностью, что подтверждается ежегодными объемами экспорта трансформаторов, аккумуляторов, конденсаторов и кабельной продукции. В секторе ведется работа по обеспечению загрузки предприятий путем введения приоритетного закупа в государственных закупках и повышения внутристрановой ценности в закупках недропользователей. По итогам 9 месяцев наблюдается рост производства свинцовых аккумуляторов и кабельно-проводниковой продукции в среднем на 17%. С целью освоения новых видов товаров запускают проекты по производству энергоэффективных трансформаторов и промышленных аккумуляторов.
«Отечественными производителями выпускаются кухонные бытовые плиты, мини-печи, стиральные машины, телевизоры, водонагреватели, пылесосы, вытяжки. Мы ставим себе задачу по масштабированию производства товаров народного потребления путем привлечения международных инвесторов. В секторах нефтегазового и горно-металлургического машиностроения отмечается рост производственных показателей. В стране имеются мощности по выпуску насосов и компрессоров, клапанов, запорной арматуры, гидравлического и пневматического оборудования. Принимаются меры для снижения доли импорта нефтегазового и горно-металлургического машиностроения. По итогам 2023 года он превысил $3 млрд. В этой связи, нами начата работа по изменению законодательства в части введения ответственности за заключение долгосрочных офтейк–контрактов», — информировал Канат Шарлапаев.
В отрасли машиностроения сформированы 2 устойчивых кластера в городах Экибастуз и Сарань. В Экибастузе сформирован кластер из 6 предприятий, производящих широкий спектр изделий для железнодорожной отрасли с общей численностью 2 тыс. человек. Дополнительно реализуются 3 проекта на 104 млрд тенге. В Сарани сформирован кластер из 6 предприятий, 3 из которых относятся к машиностроительной отрасли. Удалось добиться диверсификации экономик данных городов, что позволило вывести Сарань из статуса моногорода. Дополнительно прорабатывается реализация 2 новых проектов машиностроения, в том числе проект по созданию локализационного центра для производства электрокомпонентов для бытовой техники. В дальнейшем планируется кластерный подход распространить и на другие секторы машиностроения.
Министерством принимается ряд важных мер поддержки отечественных предприятий:
- в целях увеличения доли производимой в Казахстане продукции усилена работа по заключению долгосрочных договоров и офтейк-контрактов;
- в рамках государственных закупок введен приоритетный закуп более 1,5 тыс. машиностроительных товаров;
- прорабатывается вопрос с финансированием проектов машиностроения, потребность составляет 600 млрд тенге на 5 лет;
- Министерством совместно с предприятиями ведется работа по усилению целевой подготовки кадров на основе дуального обучения.