Здесь запускают чугунные литейные комплексы, строят автомобильные заводы и проектируют сухой порт. Но за бурным развитием стоит вопрос о дополнительных мощностях для новых производств.
В последние годы индустриальная зона Костаная превратилась из абстрактного проекта в реальный центр притяжения инвестиций, технологий и новых производств. Сегодня она представляет собой не только площадку с готовой инженерной инфраструктурой, но и важный элемент промышленной политики региона, создающий рабочие места и укрепляющий локальную экономику.
ОТ ЗАМЫСЛА – К РЕАЛИЗАЦИИ
На сегодняшний день на территории индустриальной зоны уже запущено пять инвестиционных проектов на общую сумму 17,3 млрд тенге, благодаря которым создано свыше тысячи новых рабочих мест. Среди них ТОО «МТЗ-Казахстан» (сборка и производство тракторов «Беларус» – до 10 тыс. кабин в год), ТОО «Костанайский тракторный завод» (выпуск техники марки «Кировец» и пластиковых комплектующих), ТОО TEHNOPARK KZ (завод по производству коммерческой техники – до 600 единиц/год), ТОО KamLitKZ (производство до 45 тыс. тонн чугунных литейных изделий в год), ТОО «Научно-производственная фирма «Пружина» (изготавливают пружины для железнодорожного состава – 10 тыс. изделий в год).
Одним из ключевых событий стало открытие ТОО KamLitKZ. Строительство завода началось еще в 2020 году и было завершено в ноябре 2024-го.
Предприятие специализируется на производстве чугунных отливок для двигателей внутреннего сгорания и компонентов ведущих мостов, таких как балки и главные передачи.
В сентябре прошлого года завод посетил Президент Касым-Жомарт Токаев, Глава государства отметил высокую оснащенность предприятия передовыми технологиями.
Представители компании KamLitKZ неоднократно подчеркивали, что выбор индустриальной зоны Костаная для размещения своих производств был обусловлен рядом стратегических факторов.
– Самый важный – наличие в городе сильного местного производства. Новые заводы строят рядом с другими, значит, здесь есть инфраструктура и необходимые коммунальные мощности -электроэнергия и прочее. Еще сыграло роль месторасположение Костаная. Город попал в так называемый круг 1000 километров. Все, что дальше, считается нерентабельным. Компоненты ведь нужно довезти, а прямо от завода идет дорога до Набережных Челнов (960 км), – отмечают в KamLitKZ.
Значительная часть действующих производств относится к сфере машиностроения. Еще 9 инвестиционных проектов на сумму 398,1 млрд тенге находятся на разных стадиях реализации. Ожидается, что они дадут региону почти 3,9 тыс. дополнительных рабочих мест по мере запуска. В совокупности проекты в индустриальной зоне привлекли и привлекают порядка 445 млрд тенге инвестиций.
ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Идея создания индустриальной зоны в северо-западной части Костаная была утверждена в 2014 году. Спустя пять лет, в 2019-м, зона получила статус республиканского значения сроком на 25 лет, что автоматически повысило ее привлекательность для инвесторов и обеспечило системную поддержку со стороны государства.
Важную роль в управлении процессами играет АО «СПК Тобол», выступающее в роли управляющей компании индустриальной зоны. Это позволило выстроить единый механизм взаимодействия с инвесторами и предложить прозрачные условия размещения проектов.
На сегодня территория зоны составляет 400 гектаров, из которых почти 292 га уже занято резидентами, еще 55,8 га отведено под инфраструктуру и административно-бытовые объекты. Свободными остаются лишь 52,4 га, большая часть их уже зарезервирована.
Преимущество костанайской индустриальной зоны – не только география (примыкание к трассе Алматы – Екатеринбург и железной дороге), но и высокий уровень инженерной обеспеченности. Зона оснащена двумя мощными электроподстанциями (общей мощностью более 300 МВт), современными системами водоснабжения и канализации (более 10 тыс. м³/сутки), газопроводом высокого давления, подъездными автодорогами и железнодорожной веткой, сетями связи, уличного освещения и административной инфраструктурой. Это означает, что любой инвестор получает возможность оперативного старта работ без необходимости дополнительных вложений в коммуникации.
Для предпринимателей имеются четкие правила с понятной процедурой отбора проектов.
– Весь процесс от подачи заявки до заключения договора занимает до 10 рабочих дней. Инвестору необходимо соответствовать ключевым критериям: отсутствие долгов и реалистичный бизнес-план. Дополнительное преимущество получают импортозамещающие и экспортно-ориентированные проекты, – проинформировали в АО «СПК Тобол».
Однако есть и проблемы. Одной из наиболее острых является нехватка электрических мощностей. Многие предприятия сталкиваются с трудностями при получении технических условий на подключение к электросетям, что тормозит реализацию инвестиционных проектов. В некоторых случаях строительство объектов приостанавливается из-за отсутствия возможности подключения к электроснабжению. Существующие подстанции перегружены, требуется строительство новых для обеспечения растущих потребностей индустриальной зоны.
В управлении энергетики и ЖКХ сообщили, что для решения проблемы дефицита мощностей в Костанае в 2024 году уже разработали схемы по строительству трех подстанций: «Юг», «Восточная» и «Сухой порт». Последняя как раз и обеспечит электроэнергией предприятия индустриальной зоны, ее мощность составит 40 МВт.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
В ближайшие годы костанайская индустриальная зона продолжит развиваться. На недавнем аппаратном совещании аким города Марат Жундубаев сообщил, что ее планируют расширить еще на 187 гектаров: 107 будут отведены под легкую промышленность и сельское хозяйство, еще 80 гектаров займет сухой порт, который обеспечит беспрепятственный вывоз продукции в страны ЕАЭС.
– Нашим областным центром интересуются как казахстанские, так и зарубежные инвесторы. Мы должны создавать все необходимые условия для них, – подчеркивает Жундубаев. – После получения всех необходимых разрешений общая площадь индустриальной зоны достигнет почти 600 гектаров.
Как мы уже сказали, сегодня она занимает 400 гектаров. И на большей площади уже размещены предприятия. Среди реализуемых проектов те, что существенно повлияют на доходность бюджета Костаная. Например, автомобильный завод KIA, чье строительство в самом разгаре, а в цехах уже монтируют оборудование.
Параллельно развиваются меры поддержки со стороны государства: от налоговых преференций до софинансирования инфраструктурных проектов через механизмы СПК и отраслевых фондов.